6 октября 2013 г.

Книжные воспоминания

    Безусловно, книги - источники знаний. Как и новых ощущений, вдохновения и самых разных эмоций, которые будешь испытывать в зависимости от жанра. Но сегодня, совершенно неожиданно, старая, добрая, верная, столько раз перечитанная книга, изданная еще в 1998 году и с того времени почти всегда путешествовавшая со мной по стране и миру, стала еще и источником воспоминаний, совершенно не связанных с ее содержанием.
   Вот потрепанный уголок обложки, весь испещренный мелкими точечками. Безусловно, увидев такое безобразное отношение к сохранению книжного наследия, удостоился бы гневной тирады со стороны бережных книголюбов. К сожалению, мой нынешний пушистый профессор кошачьих наук в свою бытность котенком понятия не имел, как ее читать, и решил начать изучение науки с истинно кошачьей непосредственностью - попробовать ее на зуб. Именно по этой же причине две или три странички в уголках тоже хранят едва заметные следы его когтей-иголок, когда он с воодушевлением тренировался в переворачивании страниц, искренне наслаждаясь их шелестом и шорохом и не понимая, почему хозяин так громко и бесцеремонно прерывает его процесс увлекательного чтения))).
     Небольшая трещинка на форзаце тут же напомнила о первом полете. Не на самолете, а с книжной полки, когда сильнейший порыв ветра на манер паруса надул шторы и те "помогли" отправится книжке в свой шелестящий полет с довольно гулким и весомым приземлением. А вот и едва заметная на двух страничках желтая россыпь чуть заметных точек, хранящих память о дачном времяпрепровождении. Оставленная раскрытой на ночь на столе под вазой с полевыми цветами, к утру она оказалась вся засыпанная желтой пыльцой. И попытка смахнуть ее и привела к такому необычному художественному оформлению, не исчезнувшему даже спустя несколько лет.
     Чуть загнутый уголок, давно расправленный, но все равно никуда не исчезнувшей полоской напоминающий уже о реальном перелете Москва-Якутск, когда уснул в кресле прямо с раскрытой книгой, неосознанно придавив уголок листа рукой. И едва заметная прямоугольная отметина от магнитной металлической полоски, которую наклеивают в магазинах во избежание воровства. Этот крошечный, едва выделяющийся на листе иным оттенком след тут же напомнил о целых двух эпопеях с некоторой долей абсурда и комичности. Первый связан непосредственно с покупкой самой книги, когда эта полоска подло отказалась размагничиваться и заставила заорать сигнализацию на выходе. И ведь с первого раза ее не нашли, решив что я ее оторвал! Прошел второй раз - звенит! Еще раз размагничивали, прохожу - звенит! Пришлось почти полчаса объяснять и доказывать буквально в натуре, что нет у меня ворованной книги в карманах, брюках или в носках))).
     А вторая эпопея была, когда в аэропорту одного города при досмотре мне с мрачной уверенностью заявили, что с холодным оружием или колющими предметами в салон самолета нельзя... Не реагируя на мое искреннее недоумение и изумление, снизошли до пояснения - у вас острый и тонкий металлический штырь в портфеле))). С учетом характера профессии, моментально причислив меня к разряду потенциально опасного субъекта, был удостоен личного разбирательства моего портфеля в отдельном помещении. И после того, как все его ранее аккуратно уложенное содержимое напоминало последствия нашествия половцев, ничего не обнаружив, спустя некоторое время догадались просветить вещи отдельно, включая книгу... Не буду описывать физиономии проверяющих, когда они обнаружили этот самый "штырь"))). Именно там и оторвал эту злосчастную полоску ко всеобщему удовлетворению, оставив след на странице как память об этих эпопеях.
     А вот небольшой след от авторучки, когда лихорадочно записывал номера телефонов, и, увлекшись, чуть зацепил край книжного листа. Едва заметный след от чая, когда в задумчивости промахнулся мимо блюдца и "осчастливил" свою спутницу этой отметиной. Следом несколько страничек, выделяющихся на общем беловатом фоне своим коричневато-желтым оттенком. Тут же память услужливо показывает жаркий летний день, когда все окна были раскрыты настежь и мечта о прохладе была на первом месте. И до раскрытой книги подло добралось беспощадное солнце, заставив несколько страничек ощутимо загореть, ведь крема от загара для книг еще не придумали))).
     Вспомнился случай, когда спасаясь бешеным галопом в Благовещенске от проливного дождя, так внезапно появляющегося в летнее время, и сбросив пиджак и укрыв им портфель от поливающих как из брандспойта потоков воды, о чем тогда думал? Не о безнадежно промокшей одежде, не спасал "фицияльные" бумажки, которыми был битком набит портфель, не думал ни о безнадежно промокшем мобильном телефоне или иных, казалось бы, вполне естественных в этой ситуации вещах. Все мысли заполняло только одно - не промокла бы книга! Вот такая расстановка приоритетов для тогдашнего "бюрократа"))). Несколько чуть волнистых и покоробившихся страниц хранят память и об этом.
    Чем дальше листал (не читал!), тем больше и больше приходило этих образов-воспоминаний, они словно оживали в памяти.
     И сейчас, листая с едва слышным шелестом чуть пожелтевшие и ставшие довольно хрупкими листы, поймал себя на мысли, что не содержание интересует в данный момент. Ведь, несмотря на 584 страницы, чуть ли не наизусть знаю содержание каждой из них, один только взгляд на нее представляет собой уже не чтение, а знание, вызывающее каждый раз разные образы. Но сейчас с каждой новой страничкой приходили все новые и новые воспоминания, связанные с моей спутницей. И давно утратив юношеский волнующий аромат типографской краски, уже такая потертая и потерявшая свой первоначальный яркий вид, она за свою пятнадцатилетнюю жизнь повидала столько же, сколько и я, сохранив на память эти заметные, или едва уловимые отметины. А может быть, и поболее моего. И этот так незаметно пролетевший час действительно был отдан чтению, но не самой книги, а своего рода наших совместных незримых мемуаров и воспоминаний, которые она бережно хранит в себе на долгие годы.

4 комментария:

  1. Прочитала ваши размышления и заностальгировала по своей оставленной в стареньком с продавленными тяжестью полками шкафу библиотеке (я недавно переехала в другой город, в другую страну даже, и взять с собою годами любовно собираемые тома не было никакой возможности).
    В одном из самых толстых фолиантов - засушенная роза. Мальчик подарил. В мои далёкие восемнадцать. Мне хотелось бурно жить, и я его из армии не дождалась, о чём потом, как водится, сожалела очень и написала уйму стихов - о грустном всегда ведь пишется лучше!
    А на полях другой - каракули. Это дочка добралась Писать пока не умела, но загогулины вывела затейливые, я тогда очень огорчилась: это шикарный альбом поэзии о природе. Классика, иллюстрированная репродукциями знаменитых пейзажей.
    О, и одна из жемчужин коллекции! Собрание сочинений Агаты Кристи, каждый томик так ждала, хоть многое из этого читано-перечитано, летела на почту получать будто на крыльях: СВОЯ Кристи, в любой момент можно взять и углубиться в тишину и размеренность английской провинции.
    Да, книги - и источник воспоминаний тоже!..
    Ольга.

    ОтветитьУдалить
  2. В моей семейном архиве есть книга, которая по праву занимает первое место. Это всего-навсего учебник по химии (стыдно, но украденный из студенческой библиотеки).
    И вот почему он мне так дорог.
    В конце годы мы все сдавали книги в библиотеку. И я случайно зацепил стопку своей одногруппницы и скинул со стола почти все книги. Одна из них упала и раскрылась на странице, где на полях было выведено мое имя. Я бы и не обратил на это внимание, если бы не выражение ужаса, застывшее в тот момент на ее лице. Тогда я понял, что это не просто мое имя, для нее это был весь я...
    Мы вместе и по сей день, отметили несколько юбилее в окружении детей.
    Книги нужно не только читать, их надо понимать...

    Николай

    ОтветитьУдалить
  3. Книга есть кладезь знаний, но не всегда. Нужно уметь правильно каталогизировать и, как следствие, направлять в правильное русло эти знания. Ибо в неправильных руках знание имеет гораздо более разрушительную силу, чем энергия атома.

    ОтветитьУдалить
  4. Такой добрый пост) Спасибо вам за улыбку и все эти воспоминания :) Как будто вместе с вами прошлась по истории этой книги. К сожалению (наверное), у меня самой нет такой связи с каким-либо произведением.. но возможно, она ещё будет. По крайней мере, мне бы очень этого хотелось :)

    ОтветитьУдалить