8 апреля 2013 г.

Книжные ощущения

     Когда-то наше метро по праву носило звание самого читаемого метро в мире. К слову сказать, оно нисколько не потеряло своего статуса, просто формат изменился. И виденные раньше не одну сотню раз, но сегодня обратившие на себя более пристальное внимание люди, держащие в руках электронные "читалки" или щурящие глаза в попытках разобрать бисерный шрифт смартфона, заставили задуматься и о сути настоящих книг, и их модных и прогрессивных суррогатов. Оговорюсь, речь не об учебниках, кодексах, пособиях или иных обязательных книжных или электронных персонажах, прочтение которых навевает мечты о скорейшем прекращении этого действа. И всего одна-единственная девушка, среди сегодняшнего электронного изобилия просто с каким-то трепетом и осторожностью держащая обычную книгу в мягкой обложке, улыбалась. Не лицом, а только глазами, каким-то улавливаемым внутренним чувством теплотой, она улыбалась тому, что открывалось перед ее внутренним взором.
     Когда человек читает нужную именно ему книгу, она становится словно его продолжением, его частью, частью его личности. Все персонажи и события обретают свою, применимую только для этого человека уникальную форму, заставляют работать воображение, становятся именно такими, как их чувствует и представляет сам читатель. И ничего удивительного, что с нетерпением ожидая экранизации любимого романа или повести, многие потом просто разочаровываются. Ведь персонажи на экране зачастую оказываются совсем не такими, какими они живут в нашем воображении, когда мы погружаемся в чтение и в тот мир, который предстает нам со страниц книги. Ведь каждый автор только показывает нам этот мир, а мы уж сами подгоняем его для себя и под себя таким, каким хотим видеть. Или наоборот, после просмотра фильма их герои становятся уже нашим мысленным отображением их книжных персонажей.
     И даже само ощущение, когда берешь в руки книгу, ее тяжесть словно вызывает какие-то далекие и смутные воспоминания, которые и не ухватишь так сразу. Какой-то едва ощутимый трепет, предвкушение, ощущение тайны, загадки, которая так щедро подпитывается красочными изображениями и оформлением обложки, желание проникнуть в ее тайну, почувствовать, узнать, а иногда и просто дойти до конца...
     Или хрусткий шелест страниц, перелистываемых раз за разом, словно музыкальная тема к любому фильму, вплетается в канву сюжета и становится его неотъемлемой частью. И даже сами ощущения от простой бумаги, чуть шероховатой, прохладной или теплой, словно бесстрастно предъявляющей нам такие же простые и бесстрастные буквы, которые превращаются в нечто большее, чем просто слова. Мягкая и податливая, либо наоборот, плотная и гладкая, прикосновение к ней все равно ощущается как прикосновение к чему-то живому, хранящему ту самую тайну, которую так хочется побыстрее узнать. И неистребимый и волнующий запах типографской краски только усиливает это ощущение, пробуждает тот самый читательский аппетит, подобно аромату свежей выпечки.
     И еще несколько слов. Вы можете себе представить двухлетнего малыша, который вместо яркой, красочной книги с изображением так милых детскому сердцу забавных зверушек будет сидеть с электронной книгой или планшетом? Вряд ли. Хотя знаю людей, которые искренне считая это нормой, буквально навязывают их в самом раннем возрасте, мол, время такое, нужно с детства приучать к прогрессу. Не я им судья, но просто на всю жизнь запомню слова моей уже к этому времени вышедшей из возраста этих книг дочурки, когда решался вопрос, что же делать с ее старыми детскими книгами. И вот на предложение отдать их встретил яростное сопротивление, но не в плане - Мое и все! - а вполне четко и определенно - "Пап, ну как можно?! Они же моя память! Они такие добрые! И...живые!". И вряд вы услышите такие же искренние слова, обращенные к модным электронным "символам прогресса"... Это же часть ее детства, часть ее самой, такая, какая она есть сейчас. И вот, в ее восемь лет являясь счастливой обладательницей и ноутбука с интернетом, и планшета, и всевозможных электронных игр, куда бы вы думали в эти выходные потянула меня эта идущая в ногу со временем девочка? Нет, не в кино, не на развлечения или иные забавы, которые только можно представить в выходные, а ... в библиотеку. Ведь сама узнала в школе, где ближайшая, узнала адрес и как добраться, а нас просто поставила перед монолитным фактом - идем. Символично.
      Конечно же, и меня не миновала эта поступь прогресса, пробовал читать электронные книги и на смартфоне, и на электронном "книжном" планшетном варианте, даже с имитацией шелеста перелистываемых страниц. Может, я старомоден, но ощущение от такого чтения примерно такое же, как будто смотришь на обед по телевизору или слушаешь про вкусный завтрак по радио. Все такие привычные и ожидаемые ощущения даже от знакомых произведений и авторов настолько теряют свою индивидуальность и становятся безликими, что читаешь уже не книгу, а именно текст, словно на работе, только чтобы прочитать или занять время. Безусловно, в эти изделия можно запихнуть по несколько сотен текстов книг. Но прислушайтесь - это будут не книги, а просто их тексты. Бросив это лично для меня гиблое и непонятное дело, вернулся к своим старым добрым бумажным знакомым, хоть некоторые из них были прочитаны уже не по одному десятку раз, но все равно открывающие каждый раз что-то новое. Или просто по новому.

19 комментариев:

  1. да, сейчас очень популярны электронные книги, многие мои друзья, в настоящее время, читают книги через интернет. Я также пробовал воспользоваться элнктронной библиотекой, но к сожалению или к счастью, как знать,я не смог воспринять это новшество. Ведь книга это что-то такое живое, что-то такое необыкновенное-позволяющее перенестись в другой мир, другое время, заставляющее переживать, нервничать, смеятся или грустить! Нисчем не сравнить трепет осязания книги, ее запаха, вида, цвета, ведь все книги разные и все они дают разные ощущения! А электронные это просто набор букв-в электронном виде книги теряют свою привлекательность, они как бы обезличиваются, в них не чувствуется жизнь! Нет, ни одно, даже самое навороченное, электронное устройство не сможет заменить книгу!

    ОтветитьУдалить
  2. люди с нашим менталитетом еще боятся электронных книг и всего такого, а кто хочет попробовать - начинают отговаривать окружающие. хотя электронные книги - это круто.

    ОтветитьУдалить
  3. Слава Захаров9 апреля 2013 г. в 08:22

    Электронные книги это очень удобно. Многие из моих друзей их используют, они просты в эксплуатации, они не занимают много места, да и памяти тоже совсем чуточку, конечно реальные книги передают все наслаждение от чтения, запах, свой шрифт, приятный переплет, но я все же я считаю, что электронные книги - это новшества, удобства современного мира, и без этого никуда :)

    ОтветитьУдалить
  4. я читаю обычно книги на телефоне, ведь не всегда удобно взять с собой большую книгу, особенно почувствовала удобство при кормлении малыша. Согласна с автором, книгу каждый сам себе представляет по своему и проживает ее.

    ОтветитьУдалить
  5. смартфоны, телефоны, электронные книги все это стало доступно и удобно, в них можно закачать не просто книгу, а целую библиотеку книг.
    Но настоящая печатная книга у поколений выращенных на них никогда не уйдет в небытие, ведь это наш друг, будоражащий воспоминания! Так что идем в ногу со временем не забывая прошлое=)

    ОтветитьУдалить
  6. Я обожаю читать, причем читаю именно печатные книги!Ничего не сравнится с запахом новенькой книги, шелестом переворачиваемых страниц!У меня есть электронная книга (подарили), но я ею не пользуюсь, поскольку для меня теряется магия чтения, которая присутствует, когда читаешь живую книгу. У нас в городе нет метро, но, когда мне надо далеко ехать, то в автобусе я всегда читаю - это намного полезнее и приятнее,чем слушать разговоры едущих с тобой людей и разглядывать все подряд!Меня очень беспокоит, что молодые люди совсем не читают, не ходят в библиотеку, они не знают героев классической литературы, это очень печально. Бывает,если книга интересная и затронет меня, то могу прочитать пол-ночи, хотя назавтра рано вставать, так что, я призываю:читайте, хоть электронные, хоть печатные книги, главное - читайте!!!

    ОтветитьУдалить
  7. Абсолютно согласна с автором! Кинга - это как произведение искусства. Новая - не уникальна, однако тираж всегда ограничен, а вот прочтенная, хранящая на каждой странице пометки, помарки, отпечатки пальцев или пятен от кофе. Это уже часть тебя, а ты, как и любой человек, являешься неповторимым и бесценным, и эта книга, прочитанная тобой, вошедшая в твою душу, открывшая свою мир и мир своих героев для тебя, изменяя твое мировоззрение... Мне кажется, что эффект от хорошей книги может быть сильно подпорчен хай-теком, в то время как бумажный носитель, как минимум, будет радовать глаз красивой обложкой стоя на полке!

    ОтветитьУдалить
  8. Да в наше время повсеместного видео бума и интернет зависимости, человек который просто вечером сидит с книгой а не у телевизора или монитора встречается все реже и реже, люди уже начинают забывать как это книги читать, это сейчас " не модно"
    Но на самом деле чтение помимо приятного провождения собирания багажа знаний эрудированности, улучшает память предотвращает старение организма, так как мозговая активность всегда в тонусе, поэтому мой вам совет господа развивайте себя читайте книги!

    ОтветитьУдалить
  9. Полностью согласен с автором и Вы не одиноки в своих рассуждениях о пристрастии подрастающего поколения к книгам в классическом их понимании. Моя дочь до сих пор смотрит на меня глазами рыжего кота умоляющего купить ей очередную КНИГУ (доступ в инет и все остальное есть естественно),но книга для нее подружка или даже более.. Когда в воскресение я вижу ее,отдыхающую, с книгой в руке я понимаю. что не все еще "потеряно" в поколении "Next"..

    ОтветитьУдалить
  10. Отчасти согласен с автором, но прогресс не стоит на месте: привычные для нас книги заменяются техническими новинками: электронными "читалками", смартфонами, планшетами и т.д. Я заметил, что мои студенты уже практически не пользуются рукописными шпаргалками во время сессии, норовят скатать информацию с электронных устройств, это, конечно большой минус, так как если человек сам писал шпору - то, как правило, часть информации осела в его подсознании, что исключается при использовании электронных шпаргалок.
    Как по-мне, позитивом в современном обществе, особенно среди молодёжи, выступает уже тот факт, что некоторые просто читают, а с какого носителя информации - не важно.:)

    ОтветитьУдалить
  11. Несмотря на то, что многим все еще нравится держать в руках тяжелые тома в приятном твердом переплете, глупо отрицать тот факт, что будущее за книгами электронными. И недалек тот день, когда под «фамильной библиотекой» будет подразумеваться не высокий шкаф с полками разноцветных корешков, а карта памяти с сотнями файлов. Так что если вы уже носите всю свою фонотеку в одном крохотном MP3-плеере, то и принцип «библиотека в кармане» вам должен понравиться. Остается лишь выбрать «читалку».
    Именно по тому сегодня каждый третий пользуется такой електронной книгой!

    ОтветитьУдалить
  12. Тот факт, что сейчас большинство людей пользуются различными электронными читалками неоспорим. Да, конечно и я тоже могу почитать такую. У самой на телефоне есть несколько книг, но это все не то. Когда читаю с телефона нет такого захвата, легко оторвусь от него, чтобы просто посмотреть в окно или же пойти покушать. А если книга, именно книга, старая добрая бумажная книга, то весь текст прочитываю буквально на одном дыхании и забываются все дела. Даже сам запах книги привлекает к себе, своей новизной или же наоборот. В итоге, я думаю, что таких людей, любящих настоящие книги есть немало и они никогда не исчезнут.

    ОтветитьУдалить
  13. Может быть, я тоже старомоден, однако согласен с автором, что бумажная книга вызывает неповторимые ощущения и вызывает совсем иные чувства, нежели электронная. Поэтому лично мои книжные полки продолжают прогрессивно расти, а интерес к книжным раскладкам и магазинам с красочными надписями "Моя книга", "Книжный дом" и т.д. практически не увядает

    ОтветитьУдалить
  14. Целиком и полностью согласна с автором. У меня есть и ноутбук и планшет, но читать по ним книги нее люблю- начинала, но даже пару книг не дочитала. хотя ненавижу оставлять книгу недочитанной. Ничто не заменит удовольствия от перелистывания страничек. А недавно мне подарили кресло-качалку и шотландский плед и несколько книг, кстати, тоже. Сесть в удобное красивое кресло, укрыться пледом,рядом-чашка кофе... ну и какие гаджеты сюда впишуться?!

    ОтветитьУдалить
  15. Всегда живая книга лучше электронной формы. Ощущение физическое вызывает яркие и живые чувства! Бумага в руках, это как орудие труда на воображаемом поприще!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я согласен я всегда люблю читать книги в живую к стате ученые доказали что лутче бумажная книга

      Удалить
  16. Я ЛИЧНО СЧИТАЮ ЧТО ВСЕ ЭТИ АЙПАДЫ ИЛИ ЭЛЕКТРОНЫЕ КНИГИ ВСЕ ЭТО НЕ ДАЁТ ТАКОГО РЕЗУЛЬТАТА ПОЗНАНИЯ И ВНИКАНИЯ В ТЕМУ КАК ИМЕНО ШУРШАНИЕ ЛИСТОВ И САМА СУТЬ ЕЁ ПРОЧТЕНИЯ И СКАЖУ ЧЕСТНО ЧТО Я ДО СИХ ПОР ТОЛЬКО ПОЛЬЗУЮСЬ БУМАЖНОЙ ЛИТЕРАТУРАЙ ,И ДИТЕЙ СВОИХ ТОЖЕ ЗАСТАВЛЯЮ ЧИТАТЬ ТОЛЬКА КНИГИ И ТОЛЬКО БУМАЖНЫЕ!!!

    ОтветитьУдалить
  17. Книга всегда была самым лучшим другом человека,а Россия самой читаемой нацией в мире.И как можно сравнивать читать книгу(листая страницы) и электронный вариант,от него по меньшей мере устают глаза.

    ОтветитьУдалить
  18. Электронные книги - это конечно удобно, но мне все-таки привычнее читать обычную...
    Сейчас объясню почему:
    Читая книгу на телефоне или планшете - у меня гораздо быстрее устают глаза, чем когда я читаю самую обычную, бумажную книгу.
    Нету привычного шороха при переворачивании страницы
    Нету такого запаха... запаха который исходит от книги, которая совсем недавно сошла с печати и появилась на прилавках магазинов... нет, что не говори, а обычный формат книги для меня всегда будет лидирующем

    ОтветитьУдалить